Formula BMW — юниорский гоночный чемпионат в одноместных болидах с открытыми колесами. Чемпионат создан для того, чтобы молодой гонщик получил свой первый опыт выступления на таком классе автомобилей. Основной целью этого чемпионата является подготовка молодых кадров для Формулы 1. В этом чемпионате участвуют молодые пилоты, которые пришли из картинга. Formula BMW была создана спортивным отделением BMW Motorsport в 2001 году, а первый чемпионат был проведен в Германии в 2002 году. По правилам чемпионата, тот кто будет успешно выступать по ходу сезона, получит возможность провести тесты в Формуле 1.
Участники обучаются по программе образования и тренировки разработанной BMW Motorsport. Обучение ведется в двух гоночных центрах Формулы-BMW, на испанской трассе Валенсия и международной трассе Бахрейн. В программу обучения входит следующее: курсы гоночного вождения, настройки шасси, фитнес, здоровое питание, медиа-менеджмент и поиск спонсоров. В современном автоспорте недостаточно иметь конкурентноспособную машину и возможность ехать с высокой скоростью. Основное положение занимает телеметрия. Каждый гонщик изучает основы анализа данных, которые занимают важнейшее положение в настройке автомобиля. Только после этого можно применять полученные знания на практике и добиваться высоких результатов. В настоящее время каждый гонщик должен работать со своим гоночным инженером, чтобы найти идеальное решение того или иного вопроса. Опытные инструкторы и профессиональные гонщики инструктируют пилота перед каждой гонкой и дают советы по торможению в нужной точке и выгодной траектории.
Для выступления в Формуле-BMW гонщику должно быть не менее 15 лет, а также отсутствие опыта выступления в других международных сериях кроме картинга. Также пилоты должны обладать международной гоночной лицензией не выше категории C. (Международные гоночные лицензии FIA идут от D до A, а также есть суперлицензия которая по классификации находится выше класса A.) Участники должны получить лицензию на выступление в одном из гоночных центров. BMW обеспечивает ежегодное обучение пяти молодых пилотов в каждом чемпионате, которым уже исполнилось 15 лет. Все гонщики тщательно отбираются. У каждого гонщика имеется бюджет: £35,000 в Великобритании, $50,000 в Азии и $40,000 в США. Лучшие гонщики попадают в финал. За победу в чемпионате гонщик получает право провести тесты в команде Формулы 1, которые проходят в декабре каждого сезона.
Болид Formula BMW FB02 имеет рядный, 4-цилиндровый двигатель мощностью 140 л.с., объемом 1.2 литра, а максимальное количество оборотов двигателя составляет 9250 об. в мин, что соответствует стандарту для такого вида соревнования. Сочетание компактного дизайна и горизонтального расположения цилиндров обеспечивает низкий центр тяжести, что способствует повышению ездовых качеств автомобиля. В трансмиссии используются литые диски сцепления и шестискоростная секвентальная коробка передач Hewland с возможностью использования реверса, для того чтобы обеспечить оптимальную передачу энергии. Весь болид весит 455 кг без топлива и гонщика. FB02 ускоряется от 0 до 100 км / ч менее чем за четыре секунды и может достичь максимальной скорости 230 км / ч. в зависимости от передаточного отношения.
Подразделение BMW — Designworks/USA работает над дизайном болидов совместно с французским конструктором шасси Mygale, который ответственен за производство. Разработанное шасси FB02, является компактным, легким и производится из кевларового композита. Монокок сделан из углеродного волокна и кевлара, что соответствует всем стандартам международной автомобильной федерации. Болид имеет безопасную подвеску с применением специальных тросов, которые фиксируют колеса. В случае аварии, они не позволяют оторваться колесу от автомобиля, тем самым защищая пилотов и зрителей.
В Формуле-BMW используются слики и низкорасположенные передние и задние антикрылья. Благодаря применению антикрыльев, пилоты на трассе развивают большую скорость. Это помогает прочуствовать с ранних лет аэродинамику машин такого класса. Серия известна тем, что в ней ограничено количество поставщиков оборудования. Обычно в таких сериях одно шасси, один двигатель и монопольный поставщик шин и топлива. Изменения в конструкции шасси и двигателя недопустимы. Контроль за соблюдением данного правила ведет специальная комиссия, которая запечатывает двигатели, чтобы избежать нелегального доступа с целью доработки. В Формуле-BMW разрешено менять только: передаточное значение, настройки подвески, баланс тормозов и угол атаки антикрыльев. Все остальное запрещено! Обслуживание двигателей ведет Schnitzer Motorsport.
На данный момент Формула-BMW является главной кузницей кадров для команд Формулы 1. За долгий период существования серии, удачная карьера пилота Формулы 1 и ряда других серий, сложилась у многих гонщиков, а именно: Себастьян Феттель, Себастьян Буэми, Тимо Глок, Николас Хюлькенберг, Нико Росберг, Бруно Сенна, Адриан Сутил, Грэм Рахал, Даниэль Риччьярдо, Симона Ди Сильвестро. В 2009 году Себастьян Феттель выиграл четыре Гран-при и закончил чемпионат мира на втором месте. Ряд других, бывших пилотов Формулы-BMW набираются опыта в качестве тест-пилотов Формулы 1.